Каждая из нас когда-нибудь давала себе обещание начать заниматься спортом. Сколько из таких желаний осуществились? Наверное, какая-нибудь жалкая доля процента. Почему так происходит?
Завсегдатаи спортзалов говорят, что приток новеньких бывает особенно большим после новогодних праздников или в канун лета. Люди осознают, что их тела нуждаются в коррекции и даже пару раз приходят поистязать себя на тренажерах. Однако многим этого рвения хватает всего на несколько раз (или до конца месячного абонемента). Больше этих начинающих спортсменов никто не видит.
Почему невозможно сдержать обещание посещать спортзал?
Люди слишком переоценивают свою силу воли, чтобы удаться. Экономисты Стефано Деллавинья и Ульрике Малмендир провели интересное исследование. Его участникам предложили платить за каждое посещение спортзала 10$ или абонемент на месяц, стоящий 70$. Большинство выбрали абонемент, но они в среднем пришли в спортзал 4 раза за месяц. В результате за одно посещение они заплатили на 70%. Почему так вышло? Люди были слишком оптимистично настроены по поводу своей силы воли. Об этом отлично знают владельцы фитнес-клубов, поэтому многие из них предлагают своим клиентам только абонементы, без возможности платить за разовое посещение.
Можно назвать это поведение ленью. Экономисты предпочитают термин «гиперболическое дисконтирование». Так называется теория, по которой человек уделяем больше внимания своему краткосрочному благосостоянию и обесценивает награду, которые мог бы получить в будущем. Гиперболическое дисконтирование — причина, почему наркоманы остаются наркоманами. Легкость и доступность новой дозы наркотика несравнимы с ужасами «переломаться».
Кого ты обманываешь, забивая на тренировки?
Думай о том, за что ты платишь в спортзале. Когда ты приходишь в магазин, то знаешь, за что отдаешь деньги — за шоколадку, телевизор, помаду. С фитнес-клубом не все так очевидно. Тебе надо платить и одновременно страдать самой, потея на этих бесчеловечных тренажерах. А результат получаешь далеко не сразу. Никакой мотивации тратить свои деньги и драгоценное время, короче.
Надо понять, что посещение фитнес-клуба — это вклад в мечту иметь хорошую фигуру. А покупка абонемента — как обещание, что нынешняя ты готова много трудиться, чтобы у будущей тебя была привлекательная внешность. Но слишком часто таких установок недостаточно, чтобы удержать человека в спортзале. Гиперболическое дисконтирование (лень) все-таки перевешивает. В таком случае, возможно, толчок, в котором нуждается человек, могут быть только деньги.
Калифорнийский университет Санта-Барбары в 2009 опубликовал результаты исследования, которые ни для кого не стали новостью. Главный вывод его состоял в том, что люди трудятся эффективнее, если получат вознаграждение наличными деньгами. Конечно, вряд ли кто-то согласится тебе платить за каждое посещение спортзала (кроме тебя самой). Но можно применить метод «от противного»: платить штраф самой за каждый пропуск занятия фитнесом.
Выгодно ли спортзалу, чтобы ты ходила к ним чаще?
Спортзалы делают большую часть своих денег из двух типов клиентов: 1) кто купил абонемент и ленится ходить и 2) суперпользователи, которые вносят не только плату за абонемент, но и берут дополнительные услуги (личный тренер, бассейн, массаж и т.д.). Таким образом, часть прибыли спортивно-оздоровительных центров складывается из твоей лени. Получается, что ты платишь даже за пропущенные занятия и не получаешь никакого профита от этого.
Источник: