Проблема формирования длительной заинтересованности у детей беспокоит родителей и педагогов. В последнее десятилетие наблюдается тенденция снижения концентрации внимания, как у дошкольников, так и у учеников средней школы. В сегодняшней статье мы обсудим эту ситуацию и расскажем о лучших упражнениях для развития внимания. Для младшей возрастной группы крайне полезны дидактические игры, ребятам постарше больше подходят методики, в основе которых лежат опыты, головоломки и исследовательская деятельность.
Дети от 2-ух до 4-ех лет
Особенности возрастной группы
В раннем детстве развитие заинтересованности идет параллельно с освоением ходьбы, сенсорных навыков и речи. Самостоятельное передвижение открывает для малыша доступный и разнообразный мир предметов. Так постепенно расширяется кругозор чада. Перемещение в пространстве — это новые возможности. Малыш самостоятельно выбирает объект, который может его заинтриговать. Знания о форме, цвете, назначении предмета, совершение разнообразных действий с ним (обнюхивание, тактильное познание) позволяют углубиться в изучение признаков и функций объектов.
По мере овладения речевыми навыками чадо начинает придавать значение интонациям, словам и фразам. Дите реагирует на инструкции родителей и воспитателей, если они сформулирована кратко и четко, а также указывают на знакомые ребенку действия или предметы. При постижении речи у ребенка возрастает внимание к фразам и их значению. Однако это возможно лишь при выразительной мимике и интонациях взрослого.
Но еще лучше дети младшей возрастной группы воспринимают зрительные образы. Им проще познавать мир глазами. Наглядно-действенное мышление развивает первые навыки наблюдения за объектами.
Простейшие тренировки на развитие сосредоточенности
Разглядывания картинок и сравнение предметов — лучшие методики по развитию внимания у детей младшей возрастной группы.
Убери лишнее
Заранее подготовьте картинки с разнообразными знакомыми малышу предметами, фруктами, овощами. Выкладывайте перед ним по 3 карточки, например, с изображением стула, кровати и яблока. Просите убрать лишнюю карточку.
Построй кубики по примеру
Подготовьте 5-8 кубиков разных цветов. Выдайте такой же набор малышу. Постройте простую конструкцию, начиная с 3-ех кубиков. Попросите сына или дочь повторить. Если ребенок справился, но перепутал цвета, похвалите его, но акцентируйте внимание на цветовой гамме и предложите попробовать еще раз. Усложняйте конструкции по мере правильного выполнения заданий.
Найди потерянное
Нарисуйте на бумаге простой сюжет: дом, солнце, дерево, облака, траву, собаку. На втором листе изобразите 3-4 объекта с первого рисунка. Узнайте у чада, что нужно дорисовать, чтобы картинки стали идентичны.
Полезные книги
Лучшие методики по развитию внимания у детей младшей возрастной группы описаны в книгах:
-
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. «Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у дошкольников»;
Кравцова О. Е., Жирнова М. А. «Игра – как основной вид деятельности, влияющий на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста»;
Александрова О. «Большая книга по развитию внимания, памяти и речи для малышей».
книги помогают развить память и внимание у детей, дополнительной тренировкой ума можно начинать заниматься с раннего возраста
Дошкольники
Характерные черты группы
Важно сформировать усидчивость и увлеченность процессом ребенка до того, как он пойдет в школу, ведь от этого навыка в будущем зависит успеваемость по различным дисциплинам. Сегодня, когда невнимательность является ключевой причиной низких оценок в учебном заведении, необходимо развивать у ребенка, готовящегося к обучению в школе, навык концентрироваться на задаче с особым усердием. В 5-6 лет способность рассредоточивать внимание повышается. Ведь многие действия (уборка игрушек, прием пищи) уже осуществляются автоматически. Это дает ребенку шанс выполнять определенную работу, пусть даже рутинную, в том числе, сразу несколько действий. Малыш становится более усидчив, если четко понимает поставленную задачу. Если в 1,5 года максимальная длительность деятельности составляет в среднем 14 минут, то к 6-ти годам она возрастает до 2-ух часов. Развитие любознательности, вовлечение в познавательные процессы определяют заинтересованность ребенка и умение фиксировать внимание на предмете. Самый простой метод тренировки концентрации внимания у рассматриваемой возрастной группы – дидактическая игра.
Развивающие игры и упражнения
Игровые активности являются универсальными методами развития сосредоточенности у ребят, готовящихся пойти в школу. Они помогают формированию познавательных процессов, становлению личности. При подборе упражнений для дошкольников придерживайтесь принципов усложнения, продвигайтесь от простого к сложному.
Запомни порядок
Разложите в два ряда 6-8 предметов (используйте игрушки небольшого размера). Дошкольник должен внимательно их изучить. После отвернуться и досчитать до 3-ех. За это время взрослый меняет местами 2-3 объекта. Задача малыша – восстановить исходный порядок.
Рассортируй предметы
Смешайте в одной тарелке фасоль, горох и нут, в количестве 1 ложка каждой крупы. Попросите малыша рассортировать содержимое. Крупу можно заменить на пуговицы разной формы или цветов. Это отличное упражнение для развития внимательности и мелкой моторики.
Слушай хлопки
В игру можно поиграть на детской площадке. Договоритесь с малышами, что они будут застывать в определенной позе, услышав хлопок ваших ладоней. Например, на один хлопок они должны присесть на корточки, на два встать на одну ногу, на три сложить руки домиком над головой. Из игры выбывает тот, кто неверно отреагирует на хлопки.
Запомни картинки
Заранее подготовьте карточки с картинками (10-12 штук). Разложите их на столе, дайте ребенку 2-3 минуты запомнить их. Уберите некоторые изображения, пока малыш стоит отвернувшись, и попросите его назвать те, которые были удалены.
Оглянись вокруг
В эту игру можно по дороге в детский сад или магазин. Попросите чадо называть все предметы зеленого цвета, которые он увидит. Или пусть он расскажет об объектах, имеющих квадратную форму.
Повтори и дополни
Эта игра годится для 4-7 деток. Первый малыш должен назвать слово, второй повторить за ним и дополнить своим, третий – назвать два предыдущих и добавить свое слово. Тот, кто ошибется, прекращает участие в игре.
Полезная литература
Важную информацию по работе с дошкольниками можно найти в книгах:
-
Баскакова И.Л. «Внимание дошкольника, методы его изучения и развития»;
Венгер Л., Мухина В. «Развитие внимания памяти и воображения в дошкольном возрасте»;
Зверева Г.И. «О воспитании внимания. Дошкольное воспитание»;
Хайке Баум «Крокодилопопугай. Игры в помещении для развития и отдыха»;
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Умные картинки. Материалы для коррекционно-развивающей работы в детском саду».
в детском саду и школе детям передают полезные знания, но также необходимо заниматься с ними в домашних условиях
Младшеклассники
Тонкости работы с учениками младшей школы
Внимание учащихся начальных классов характеризуется неустойчивым, кратковременным характером. Ученики ещё не способны долго сосредоточиваться на рутинных, однообразных задачах.
Развивающие упражнения для учащихся младших классов используют как во время занятий, так и во внеклассной деятельности. Их достоинство — возможность оформления в виде соревнования, которое будет интересно данной возрастной группе. Подобная методика открывает для креативных педагогов широкое поле для воплощения из задумок. Тренинг не обязан вписываться в строгие рамки школьной программы. Его элементы можно включать не только в основные дисциплины (чтение, арифметика), но и в уроки технологии, пения, изобразительного искусства. Длительность занятия составляет несколько минут. Форма организации любая — групповая, парная, индивидуальная. В зависимости от сложности и вида упражнения, оно включается в определенную часть занятия – во время коллективной проверки домашних работ, зарядки или за 5 минут до финального звонка. Также тренингами можно разнообразить перемены.
Классному руководителю важно проводить беседы с родителями, объясняя им, как использовать «развивайки» на внимательность в будничной жизни, например, по дороге в магазин.
Развивающие задания
Эти упражнения не только тренируют внимание, но и помогают познакомить детей с новым материалом, повторить и проверить изученный. Вот некоторые примеры заданий.
Интерпретация теста Мюнстерберга
В бессмысленную последовательность букв вклиниваются известные ребенку слова (простые существительные, глаголы, прилагательные, наречия). От ученика требуется обнаружить все как можно скорее. Упражнение может носить соревновательный характер.
Прорисовка узоров
Учитель выдает каждому ученику шаблон сложных, но повторяющихся орнаментов. Задача школьника – безошибочно перенести их в собственную тетрадь. Это полезное упражнение требует анализа элементов, их правильного воспроизведения и усидчивости в целом.
Словарный диктант
Во время проверки правильности написания словарных слов один из учеников зачитывает слово и четко произносит букву, которую следует проверить, остальной класс внимательно слушает и в случае ошибки стучит концом карандаша по парте. Учителю важно отмечать, кто постучал не вовремя, а кто повторил неуместный стук. Иногда педагог может попросить выступающего школьника специально сделать ошибку, тем самым проверив реакцию класса.
Литература
Полезную информацию по тренировкам на сосредоточенность учеников младших классов можно найти в изданиях:
-
Волкова Т. Н. «Развитие памяти и внимания»;
Тупталова А. С. «Развитие внимания младших школьников в учебной деятельности»;
Выготский Л.С. «Педагогическая психология».
Ученики средней школы
Особенности учеников 5-х – 8-х классов
Основной деятельностью ребенка в средней школе является учебная. Ее успешность напрямую зависит от совокупности способностей и навыков, которыми ученик овладел в прошлые периоды. Одной из ключевых задач, стоящих перед взрослыми наставниками в этот период, является гармоничное сочетание обучения и развития, оттачивание наработанных умений, в том числе, сосредоточение на конкретном виде деятельности. Педагоги обязаны продолжать культивировать в школьнике избирательность и устойчивость внимания, его переключаемость, структурность и системность мышления. Однако в возрасте после 10-ти лет дидактические игры детям уже не интересны. Поэтому методики по развитию внимания у детей в средней школе предполагают освоение исследовательской деятельности и активное участие в опытах и экспериментах.
Деятельность на развитие сосредоточенности в средней школе
Дневник погоды
Ученикам предлагается разработать собственный дизайн дневника наблюдений за погодными условиями. Ежедневно в один и тот же час записывать параметры облачности, температуры, осадков (данные берутся из интернета). Одновременно с наблюдениями за погодой требуется отмечать изменения в окружающей среде. Лучшее время для такой деятельности – весна, когда природа просыпается и активно реагирует на солнечный свет и тепло.
Работа с рядами чисел
Ученикам выдаются оригинальные таблицы с числами. Они могут иметь сколь угодно строк и столбцов. Учитель просит детей раскрашивать разными цветами простые числа, те, что без остатка делятся на 3, найти ряд из цифр, дающих в сумме определенное число. Заданий можно придумать бесконечно много, в зависимости от сложности пройденного на математике материала.
Морфемный диктант
На уроке русского языка учитель предлагает классу найти в тексте объемом 1 страница все слова, морфемный состав которых соответствует конкретному слову (например, «кружочек»). От ребенка требуется не только правильно осуществить разбор слова, но и очень внимательно прочитать текст, отыскав все похожие слова.
Дидактическая литература
Рекомендуем ознакомиться со следующими изданиями:
-
Жигулина О. В., Турусова Н. Г. «Работа со школьниками на развитие внимания во внеурочной деятельности»;
Макарова Т. Н. «Применение образовательной развивающей технологии «Интеллект» на уроках русского языка»;
Применяя методики по развитию внимания у детей, описанные в нашей статье, родители и педагоги смогут добиться от ребенка максимальной результативности. Будьте креативными и выбирайте занятия, подходящие возрасту чада.
Источник: