Самокритичность играет основополагающую роль в формировании личности и комфортном существовании в социуме. Психологи придерживаются единодушного мнения, что это одна из главных причин успешности человека, реализации в личной жизни, карьере. Восприятие собственного «я» закладывается в детстве, за него ответственны родители. В сегодняшнем материале мы расскажем о том, почему важно сформировать у ребенка здоровую, положительную самооценку, и что делать, когда с ней возникают проблемы.
Что такое самовосприятие?
В разных источниках понятию дается множество определений. В результате обобщения можно сказать, что самооценка – способность индивида делать анализ внешних и скрытых качеств, черт характера, «внутреннего стержня», роли в обществе, контакта с окружающими.Специалисты связывают понятие с отношением личных целей и стремлений к реальным возможностям. Уровень самовосприятия является регулятором поведения индивида. От него зависят связи с окружением (друзьями, коллегами), комфорт нахождения в социуме, способность влиться в социальные институты.
Функции самооценки
Ученые выделяют 11 основных задач самовосприятия:
-
регуляторная – отвечает за выбор решений;
защитная – обеспечивает независимость индивида;
развивающая – стимулирует к самопознанию, совершенствованию;
отражающая – сигнализирует об отношении людей к собственному «я», поступками, мотивам действий;
эмоциональная – заставляет чувствовать удовлетворение от жизни;
адаптационная – помогает подстроиться под правила социума;
прогностическая – управляет деятельностью индивида ;
контролирующая – управляет поступками;
ретроспективная — отвечает за способность человека оценить результат действий;
побуждающая – мотивирует к действию;
терминальная – позволяет прекратить деятельность при появление ощущения недовольства собой.
причина низкой самооценки — неправильное воспитание
Виды и уровни самовосприятия
В научной литературе и быту выделяют 3 разновидности самооценки.
-
Адекватная – самый нераспространенный. Обладатели трезвых суждений не отрицают собственные недостатки, но знают о сильных сторонах, умеют их развивать, совершенствовать, не стесняются хвалить себя за достижения, записывают их «в актив».
Искаженная – результат комплексов. Люди с такой самокритичностью неуверенные, постоянно пытаются показать себя с лучшей стороны, или, наоборот, кичатся недостатками.
Смешанная – комбинация предыдущих 2-х видов. В определенный момент жизни человек адекватно оценивает поступки, в другой – переоценивает или недооценивает возможности.
По уровням самокритичность делят на 3 типа.
-
Низкий –самый ненавистный, над которым работают с психологами. В этом случае человек закомплексован, скован в действиях и суждениях. Уровень тревожности повышен.
Нормальный –оптимальный. Показывает, что у личности нет серьезных проблем. Такие индивиды имеют способность к трезвому самоанализу.
Завышенный – присущ людям, акцентирующим внимание на собственных достоинствах. Склонны к игнорированию критики и переоценке возможностей.
Как формируется оценка собственного «я»?
Когда у младенца появляется способность к сравнению, в системе его внутреннего мира появляется возможность оценочного контроля информации, поступающей извне. С возрастом он становится восприимчивее к критике. Выделяют несколько этапов в жизни, связанных со становлениемсамооценки.
Младенчество
Представьте: малыш встает на ноги, активно знакомится с окружающим миром. В этот момент у него появляется возможность пробовать предметы, объекты «на вкус», развивается мелкая моторика, тяга к тактильным ощущениям. В процессе познания он может что-то сломать. Важно не ругать ребенка за мелкие провинности.Пока он не осознает причинно-следственной связи. Но подсознательно на уровне коры мозга информация о том, что он поступил плохо, неправильно, фиксируется.
«Детсадовский» возраст
Первое погружение ребенка в социум никогда не проходит безболезненно. Скорость развития детей разная. Некоторые попадают в сад достаточно самостоятельными, умеющими одеться. Другие не умеют правильно держать ложку. Невозможно избежать сравнений со сверстниками и оценок навыков взрослыми. В это время родителям и воспитателям следует быть особенновнимательнымик высказываниям, фразам, к сравнениям не в пользу своего чада. У ребенка не должно формироваться ощущения, что он должен заслужить похвалу, любовь родственников. В этом возрасте при огрехах в воспитании у детей часто складывается впечатление, что они участвуют в соревнованиях «кто лучше делает что-то, того и любят больше».
Начальная школа
С походом в первый класс начинается новая, взрослая жизнь. Ребенок получает некую самостоятельность, становится более ответственным (выучить уроки, дойти до дома из школы, разогреть обед). Он проводит в кругу друзей значительное количество времени, непременно сопоставляет модель поведения в своей семье с семьей приятелей. В процессе учебы обращает внимание на способности к усвоению знаний сверстниками, сравнивает их отметки со своими. Если в этот момент родители и учителя используют в качестве воспитательных мер соотнесения не в пользу своего чада, это надолго застревает в психике, во взрослом возрасте приводит к необходимости в визитах к психологу.
Переходный период
Самый сложный возраст в развитии личности. Одной ногой человек находится в детстве, но уже стремиться к самостоятельности, хотя отказывается нести полную ответственность за поступки. Вследствие гормональной перестройки организма восприимчив к критике, сравнениям. Остро реагирует на ситуации, когда ему кажется, что в чем-то он хуже друзей, часто обвиняет в этом родителей. Если родственники не умеют найти подход к подростку, возникают конфликты, ссоры, в результате которых неизбежны сопоставления в пользу более успешных детей: «У соседки дочь учится на пятерки и ходит в секции, а ты постоянно гуляешь» и т. п. Это губит самооценку,ведет к конфликту «я» подростка и окружающего мира, он не может определиться с местом в социуме, поставить верные цели.
низкая самооценка — это комплекс ограничивающих убеждений в картине мира подростка, чтобы поднять самооценку, необходимо избавиться от внутреннего конфликта и чувства вины, убрать страхи, полностью перестроить мышление и поменять отношение к самому себе (в этом поможет психолог и психотерапевт)
Как понять, что ребенок не уверен в себе?
Ознакомьтесь с основными признаками, указывающими, что дите имеет проблемы с оценкой собственной личности. Ответьте на следующие вопросы.
-
Охотно ребенок контактирует со сверстниками?
Вы наблюдали у него панические атаки?
Он остро реагирует на критику окружающих?
Охотно тянется к новым знаниям?
У него есть кумир, пример для подражания?
Способен объяснить свой триумф способностями, а не везением?
Участвует в школьной/детсадовской активности?
Часто проводит досуг один?
Уходит от разговора о неудачах, проблемах?
Если вы ответили положительно более, чем на 2 вопроса, есть повод задуматься о трудностях с самокритичностью у чада.
Причины неуверенности
Чтобы начать мероприятия по повышению уровня самовосприятия, необходимо выяснить источники, спровоцировавшие его занижение. Наиболее частые:
-
постоянная критика со стороны взрослых;
низкая популярность в кругу общения;
плохая успеваемость;
комплексы из-за внешности, одежды.
Как помочь ребенку поверить в себя?
Не критикуйте внешность
В любом возрасте старайтесь донести до ребенка мысль, что он прекрасен в своей индивидуальности. Объясните ему, что информация, идущая из СМИ, не соответствует действительности. Модные журналы и телевидение несут в массы мысль, что тело и внешность должны быть идеальными: кожа здоровая, гладкая, тело – мускулистое, без лишнего грамма жира. Донесите, что получить совершенное тело – не главное. Если у чада наблюдаются серьезные проблемы с весом, угревой сыпью, помогайте их решать. Мотивируйте к спорту, сводите к дерматологу, купите подходящую косметику.
Уважайте мнение
Не принижайте суждения ребенка лишь потому, что он младше. Не отвечайте на острые вопросы шаблонной фразой: «Подрастешь – узнаешь». Она ранит самолюбие. Разговаривайте на равных, ведите диалог, как со взрослым. Не перебарщивайте с «сюсюканием» даже в детсадовском возрасте. Всегда просите чадо аргументировать высказывания, так вы разовьете в нем способность трезво мыслить, оценивать размышлениякритически.
Хвалите
Если ребенок добивается успехов в определенной области, будьте щедрыми на похвалу. Стимулируйте к свершениям не критикой, а выделением выгодных качеств. Если у ребенка не получается что-то, акцентируйте внимание на иных сильных сторонах. Важно придерживаться золотой середины, не перехвалить чадо. Завышенное мнение о собственных способностях может сыграть в будущем с ним злую шутку. Важно научить чадо правильно реагировать на комплименты. Объясните, что на похвалу отвечают вежливым «спасибо», не отрицают добрые слова.
Следите за внешним видом
Современные дети жестоки. Из-за особенностей внешнего вида часто случаются издевки и травля. Дите замыкается в себе, не хочет выходить на улицу, встречаться с друзьями, стесняется своего статуса, родителей, чувствует вину. Контролируйте чистоту одежды ребенка, гигиену. Помогайте формировать стиль, но объясняйте, что дороговизна гардероба не влияет на личные качества, популярность. Главное – внутренний мир, разносторонняя развитость.
Не критикуйте
Никогда, начиная с глубокого детства, не сравнивайте чадо с другими детьми, особенно если оценка не в его пользу. В вашем лексиконе не должно быть фраз: «Посмотри на Мишу, он молодец, а ты…» или «Катя все успевает, а ты только развлекаешься». Из подобных сравнений дети делают неверные выводы. Они формируют представление, что им постоянно нужно стремиться заслужить похвалу, положительную отметку, любовь. В будущем они перенесут это в собственную семью и карьеру. Нередки случаи, когда такие меры воспитания в детстве были причинами выгорания на работе, чрезмерной ревности партнера, депрессии.
Расскажите о важности слова «нет»
Закрепить положение в обществе поможет знание о том, как правильно, вежливо отказывать людям. Безотказные «мямли», которых воспитали в детстве по принципу «всегда помогай ближнему», живут не для себя, а ради других. Они обесценивают свои потребности, стремления. Не могут добиться самореализации, поскольку находятся на позиции вечно уступающих.
Научите помогать окружающим
Отлично поднимает самооценку участие в волонтерских проектах. Предложите ребенку вместе поучаствовать в благотворительной акции. Он должен почувствовать свою значимость, важность, способность взять на себя ответственность, выполнить работу. Этот приме не только повышает чувство удовлетворенности деятельностью, но и раскрывает потенциал.
Используйте приемы аутотренинга
Вовлеките чадо в процесс самосовершенствования. Пусть он сам придумает мотивацию. Нарисует побуждающий к действию плакат, украсит комнату приободряющей надписью. Хвалебный текст, постоянно находящийся перед глазами, придает силы, мотивирует на достижение успеха, помогает преодолеть комплексы. Если у ребенка проблемы с восприятием внешности, уговорите его сделать красивую фотографию у профессионального фотографа, распечатайте ее на фотобумаге и повесьте на видное место. Пусть ребенок ежедневно видит, как он красив.
Поощряйте общение
Неуверенный в себе подросток должен как можно чаще общаться со сверстниками в реальности. Одобряйте походы в кино с друзьями, вечеринки, активности. Поощряйте, когда он зовет в гости друзей. Ребенку необходим контакт с теми, кто его ценит и принимает таким, какой он есть.
Ребенок, умеющий трезво оценивать свои качества, знает о слабостях и сильных сторонах, вырастет уверенным в себе, добьется успехов в любой области. Мы надеемся, что наша статья помогла вам понять, в каком ключе развивать самовосприятие чада с младенчества и как дать подростку необходимую поддержку.
Источник: