В течение всей школьной жизни вашему ребенку придется решать множество различных задач. В начальных классах это будут задания по математике, а в дальнейшем по алгебре, геометрии, физики и химии. Как же помочь школьнику справиться с таким объемом информации? Как научить правильному и быстрому алгоритму решения?
Как правильно наладить процесс?
Мотивация
Мотивация — залог успеха абсолютно в любом начинании. Необходимо мотивировать своего ребенка к решению задач. Объясните ему для чего важно научиться выполнять математические манипуляции, в каких жизненных ситуациях эти навыки пригодятся в будущем (например, подсчитать сдачу в магазине, узнать скорость движения автомобиля, время прибытия в определенное место).
Помощь родителей
Ни в коем случае не заставляйте ребенка решать задачи самостоятельно. Ведь ваша главная цель — это научить его выстраивать правильный алгоритм выполнения какого-либо задания таким образом, чтобы данный навык дошел до автоматизма.
Изучение условия
Перед тем, как приступить к решению той или иной задачи, необходимо тщательно и внимательно изучить ее условие. Ознакомиться с мельчайшими деталями и подробностями, от которых, возможно, зависит итоговое значение. Разделите задачу на 4 части:
-
условие — опорные данные: что известно, что было;
главный вопрос — что нужно найти;
решение;
ответ.
Составление краткой записи
Для получения наиболее быстрого и точного результата необходимо составить краткую запись или план с основными данными и численными значениями. Также можно нарисовать небольшой чертеж, описывающий условие задания. Наглядное представление задачи поможет выстроить верный алгоритм ее решения.
Решение
Выполнение любого математического задания необходимо проговаривать вслух, то есть каждое свое действие ребенок должен вкратце пояснять, ставив промежуточные вопросы (к примеру, скорость не известна, но я могу ее найти), тем самым развивая собственное логическое мышление. Решение задачи подчиняется закону: по 2 данным нужно найти 3.
Ответ
Правильное оформление ответа крайне необходимо для логического завершения. Ответ всегда списывается с вопроса задания. Например, если вопрос был: «Какое количество яблок Миша отдал Пете?» Ответ должен строиться следующим образом: «Количество яблок, которое Петя получил от Миши, равняется такому-то числу».
Ежедневные занятия
Необходимо проводить с ребенком каждодневные тренировочные занятия по выполнению различных заданий. Но, главное, делать это понемногу, например, по 20-30 минут в день, постепенно увеличивая время работы.
необходимо научить ребенка учиться, то есть действовать самостоятельно, принимать решения и преодолевать школьные сложности, а не думать за него и диктовать готовые решения
Образец заданий с алгоритмом действий
Далее мы приведем несколько примеров простых задач для учеников начальной школы, которые помогут родителям научить своего ребенка выполнять любые математические задания. Ведь начинать необходимо с легкого материала.
Задание 1
Во время представления иллюзионист достал из шляпы 2 белых кроликов и 4 черных. Сколько всего кроликов достал фокусник?
Для решения данной задачи следуйте такому алгоритму:
-
у иллюзиониста есть 2 белых и 4 черных кролика;
вопрос — определите общее количество кроликов, которых достал фокусник;
сложите 2+4;
в итоге получите — 6 кроликов;
ответ — фокусник достал из шляпы всего 6 кроликов.
Задание 2
Под елкой выросло 6 белых грибов, а лисичек на 4 больше. Сколько выросло лисичек?
Составьте план решения:
-
под елью есть 6 белых грибов и лисички, количество которых больше на 4;
вопрос — определите число лисичек под елкой;
сложите 6+4;
результат — 10 лисичек;
ответ — под елкой было 10 лисичек.
Задание 3
На крыше висело 10 сосулек. Ваня сбил палкой 6, а Семен 2. Сколько сосулек осталось висеть на крыше?
Следуйте алгоритму решения:
-
всего на крыше было 10 сосулек, Ваня сбил 6, а Семен 2;
вопрос — определите число сосулек, оставшихся на крыше;
сложите 6+2 = 8, то есть мальчики сбили всего 8 сосулек;
отнимите от 10-8=2;
ответ — на крыше осталось 2 сосульки.
Задание 4
Аня вырезала из бумаги 7 квадратов, 5 треугольников, а кругов в 3 раза больше, чем треугольников. Сколько всего геометрических фигур вырезала Аня?
Воспользуйтесь следующим алгоритмом решения:
-
Аня вырезала 7 квадратов, 5 треугольников, а кругов в 3 раза больше треугольников;
вопрос — определите общее количество геометрических фигур, вырезанных девочкой;
для начала выясните число кругов — умножьте 5х3=15;
теперь посчитайте общую численность фигур — сложите 7+5+15=27;
ответ — Аня вырезала 27 геометрических фигур.
Задание 5
Для того, чтобы приготовить обед, повару понадобилось 24 кг картошки, лука в 4 раза меньше, а свеклы в 3 меньше, чем лука. Сколько кг свеклы понадобилось повару?
Алгоритм решения:
-
повар взял 24 кг картошки, лука в 4 раза меньше, чем картофеля, а свеклы в 3 раза меньше, чем лука;
вопрос — определите количество свеклы, необходимой повару для приготовления обеда;
выясните сколько кг лука понадобилось повару — разделите 24:4=6;
вычислите количество свеклы — 6:3=2;
ответ – повару понадобилось 2 кг свеклы.
В этой статье вы узнали об основных типах задач, о том, как правильно их решать, следуя «универсальному» алгоритму. Уделяйте своему ребенку достаточно времени для занятий, старайтесь объяснить ему все, что он не понимает, не кричите и не давите на него.
Источник: