Развитие внимания и памяти у ребенка является важнейшим этапом становления личности. Рекомендуем ознакомиться с наиболее эффективными играми, тренирующими сосредоточенность и усидчивость.
Увлекательные задания для разных возрастов
2,5-4 года
Хлоп и Топ
Начните перечислять разнообразные предметы. Как только малыш услышит слово «компот», он хлопает в ладошки, а при упоминании какого-то животного ребенок топает ножками.
Что исчезло?
Разложите на столе несколько предметов. Это могут быть игрушки, фрукты и карандаши. Попросите ребенка запомнить и проговорить, что он видит перед собой. После чего, предложите малышу отвернуться. Быстренько уберите одну вещь. В итоге сынок или дочка называет недостающую деталь.
Где же звон?
Небольшой колокольчик спрячьте в одну из пяти маленьких разноцветных коробочек, во вторую насыпьте гречневую крупу, в третью положите игрушку, а оставшиеся две оставьте пустыми. Поочередно начните трясти каждую коробку, внимательно вслушиваясь в звуки, исходящие изнутри. Обязательно спрашивайте малыша, что он слышит и просите назвать его предположение о предмете, лежащем внутри.
Что под стаканчиком?
Возьмите несколько непрозрачных стаканов. Под один из них спрячьте небольшую игрушку так, чтобы сынок или дочка это видели. Теперь спросите, где же лежит пропажа. Как только чадо перестанет допускать ошибки, поменяйте место дислокации предмета или увеличьте количество стаканов, периодически меняя их местами.
Сказочные прятки
Сочините простую, но увлекательную историю, попросив ребенка повторять действия, происходящие в ней. Например: «Жил-был мальчик. Один раз он играл с мамой в прятки, решив затаиться под столом. Мама стала искать его — нет нигде сыночка. Где же он? Под диваном; Под стулом? Вот же он. По ходу рассказа малыш заглядывает в каждый перечисленный уголок.
Юный следопыт
Спрячьте в доступное место небольшую игрушку, привязав к ней красную шерстяную нитку. Предложите игроку найти ее по заранее подготовленному следу. Чуть позже усложните задание, обводя веревку вокруг мебели или уводя в другие комнаты.
Кто же тут летает?
Называйте различных животных и предметы, чередуя те, которые летают и нет. Например, слон, орел, поезд, самолет. Как только малыш услышит название летающего объекта, он должен громко хлопнуть в ладоши.
Что здесь лишнее?
Сделайте подборку из нескольких рисунков с изображениями предметов, подходящих друг другу по смыслу, а один из них должен быть лишним. К примеру, кошка, собака, лошадь, жираф, машина.
в игровой форме можно привить маленькому ребенку много знаний и навыков, научить его правильно рассуждать и решать задачки
4-5 лет
У кого длиннее хвост?
Раздайте детишкам изображения животных с хвостами, различающимися по длине. Допускаются рисунки с почти бесхвостыми зверями, например, с медведем. Увидев определенную карточку, ребята называют размер хвоста и строятся в шеренгу по возрастанию.
Круги внимания
Посадите участников за круглый стол или поставьте в круг. Первый игрок называет любое слово, которое пришло ему в голову, например, лошадь. Следующий играющий пытается задать уточняющий вопрос, к примеру: «она с черной гривой?» Третий спрашивает дальше: «она быстрая?» Игра продолжается по кругу до тех пор, пока закончатся все вопросы. Кто сможет последним подметить необычную деталь из описания данного объекта, тот и победит.
Найди отличия
Подберите две одинаковые картинки, различающиеся наличием определенных деталей. Ребенок должен найти недостающие элементы.
Повторяй за мной
Посадите ребенка напротив себя, начав демонстрировать ему различные жесты руками, видоизменять лицевую мимику, двигать ногами и туловищем, зазывая малыша повторять за вами. Обязательно комментируйте каждое свое действие, например: «Сейчас я улыбаюсь», «Я смотрю в телескоп», «Я лечу».
Смешной зайчик
Дайте участнику мягкую игрушку зайца, а вторую возьмите себе, объяснив, что ваш зайчик будет показывать различные движения, а его — повторять. Затем можно поменяться местами. Рекомендуется включить веселую ритмичную музыку.
Что здесь лишнее?
Сделайте подборку из нескольких рисунков с изображениями предметов, подходящих друг другу по смыслу, а одно из них является лишним. К примеру, кошка, собака, лошадь, жираф, машина.
Собери зверюшку
Распечатайте изображение какого-либо животного. Разрежьте его на крупные квадратики так, чтобы его можно было сложить обратно. Полученные фрагменты перемешайте. Попросите игроков собрать картинку.
Собираюсь в школу
Найдите рисунок по школьной тематике, чтобы на нем было как можно больше разнообразных предметов. Попросите ребят отыскать все вещи, связанные с посещением школы. Например, рюкзак, пенал, учебники, форма, линейка, ручки, карандаши.
Наступает осень
Подберите картинки с изображением осени, наклеив на них несколько лишних деталей. К примеру, летние цветы, снежинки, море, пляж. Дайте задание участникам игры отыскать все лишние дополнения и проговорить их.
Найди птичек
Придумайте интересную предысторию. На солнечную лесную полянку прилетели забавные птички. Они спрятались. Теперь нам нужно их найти. Задание: найти всех птиц на картинке.
Где, чья мама?
Подготовьте парные рисунки с мамой и малышом: корова — теленок, волк — волчонок, курица — цыпленок, лошадь — жеребенок, овечка — ягненок, попугай — птенчик. Перемешайте карточки. Предложите игрокам составить пару.
Новогодняя елочка
Распечатайте крупную елочку, вырезав ее из бумаги. Приготовьте разноцветные шарики и гирлянды. Сначала попросите развесить на праздничную ель шары синего цвета, затем красного или желтого.
Смотрю в бинокль
Представьте, что смотрите в воображаемый бинокль, сделанный из бумаги. Предложите сыну или дочке посмотреть в него и описать все, что он/она видит.
Что вокруг тебя?
Ребенок должен выбрать один из предметов, окружающих его на данный момент, и подробно описать до мелочей. Например: «Я вижу вазу. Она синяя, стеклянная, вытянутая, с узорами» или «На столе стоит фоторамка желтого цвета, в нее вставлена фотография моего дедушки».
Отследи флажки
Подберите флажки разных цветов. Если поднимается синий — нужно хлопнуть в ладоши, если зеленый — подпрыгнуть, а, если желтый и присесть. По данному алгоритму можно придумать самые веселые действия.
Никаких повторений
Под ритмичную музыку педагог начинает показывать забавные движения, одно из которых запрещено повторять. Как только запретный элемент танца будет показан, дети должны покачать головой, показав, что этого делать нельзя. Кто больше всего ошибается, вылетает из игры.
На страже порядка
Двоим ведущим завязывают глаза темной тканью. Они берутся за руки, оставив между собой небольшое расстояние. Остальные игроки проползают между ними, стараясь не задеть. «Сторожи» пытаются поймать нарушителей.
развитие ребенка будет протекать нормально, если с ним регулярно заниматься, использовать хорошие игрушки, книги
6-8 лет
Неразбериха
Попросите команду взяться за руки. Водящий должен выйти из комнаты. Пока его нет, предложите остальным игрокам поменяться местами. Пригласите ушедшего участника. Его задача определить, как изначально стояли дети.
Лови мяч
Кидайте ребенку мячик, называя съедобные и несъедобные предметы. Основная цель — ловить только вкусные продукты.
Внимательный ученик
Прочитайте деткам интересный текст один раз. Задача ребят составить по услышанному, как можно больше необычных вопросов. Тот, кто сочинил их больше всего — выигрывает.
Где твоя пара?
Заранее подготовьте несколько парных рисунков, игрушек, вырезок из журналов. Хаотично разложите вышеперечисленные материалы по столу. Предложите игроку подобрать пару каждому предмету. К примеру, зонт и дождь, чайник и чашка, собака и поводок.
Белое-черное
Вначале продемонстрируйте 5 картинок с предметами белого и черного цветов. Дайте задание провести белую линию над первым столбиком, а над другим — черную. Попросите игрока записать названия увиденных вещей в два столбца.
Найди цифру
Начертите таблицу с хаотично написанными цифрами. Дайте игроку задание найти определенное число из оставшегося множества. Усложите задачу, попросив отыскать два, три, четыре цифры.
Увлекательный опрос
Данное упражнение выполняется в паре. Поочередно задавайте интересные и необычные вопросы. Тот, кто быстрее будет отвечать и наберет больше баллов — выигрывает. Кактус какой — колючий. Море какое — соленое. Сколько ушей у осла — два. Сколько зубов у птицы — у нее же клюв.
Необычное путешествие
Придумайте необычный маршрут по пути из школы или детского сада. Зайдите в самые красивые места вашего города. Как только придете домой, предложите ребенку описать все, что он увидел, составив краткий рассказ.
Какая часть тела?
Показывайте участнику разные части тела, произнося их вслух. Ребенок должен повторять. Затем мама или папа идут на маленькую хитрость, например, говорят нос, а показывают глаза. Малыш должен обнаружить подвох и сказать все правильно.
Рекомендации педагогов
Опытные специалисты советуют следующее:
-
проводите занятия на развитие внимательности обязательно в игровой форме;
средняя длительность урока — не менее 20-30 минут;
задания должны быть такими, чтобы при их выполнении ребенок был максимально сосредоточен;
читайте специальную литературу, просматривайте интернет-ресурсы со всевозможными примерами;
просите деток пересказывать услышанное, даже самую простую информацию, уделяя внимание мельчайшим подробностям;
учите малыша анализировать и правильно оценивать;
старайтесь почаще менять род деятельности и различные игры.
Развивающие пособия
Существует несколько наиболее популярных литературных изданий.
-
Марина Султанова — «Развитие внимания и памяти».
Олеся Жукова — «Книга упражнений по развитию внимания у детей».
Сузанна Бернер — «Летняя книга».
Петер Кнорр — «В цирке».
Ричард Скарри — «Книжка про машинки».
Ася Ванякина — «Айсберг на ковре».
Издательство Клевер — «Твой дом».
Наталья Лялина — «Я могу проходить лабиринты».
Дженифер Уорд — «Маленький исследователь».
Сэм Смит — «Веселое путешествие по галактике».
Ольга Машталь — «Лучшие методики развития внимания у детей».
Издательство Эксмо — «Что делают муравьи».
Специально для вас мы нашли самые интересные и увлекательные игры, которые развивают внимание и память детей разных возрастных групп. Для достижения максимального эффекта за короткий срок достаточно 2-3 занятий в неделю.
Источник: