Общим недоразвитием речи или ОНР называют комплекс определенных патологий, при которых происходят различные нарушения речевого аппарата: лексические, фонетические, а также грамматические. ОНР считается полиэтиологическим заболеванием (возникающим под воздействием каких-либо факторов). Этот недуг полностью излечим в том случае, если диагноз будет поставлен вовремя, а также будет проводиться грамотная и эффективная коррекционная работа. Как же это сделать? Ответ на этот и многие другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Основные виды ОНР
Существует несколько основных видов ОНР. Давайте рассмотрим каждый из них более подробно.
Неосложненный тип
Возникает у деток с диагнозом минимальной мозговой дисфункции, моторной дифференциации, недостатком мышечного тонуса или незрелости психоэмоционального состояния. При таком типе ОНР ребенок может обозначать одним звуком сразу несколько предметов, то есть словарный запаса минимален, но мимика и жестикуляция остается активной. Для неосложненного вида речевого недоразвития характерны следующие ошибки, например: «собака — обака», «домик — омик», «мама — ма».
Осложненный тип
Чаще всего наблюдается у детей, имеющих проблемы со стороны неврологии, а также с различными психопатическими расстройствами. Ребенок может произносить слова в искаженной форме («карандаш — каландас», «компьютер- комлютер»), неправильно ставить ударение («муха — мухА», «телефон — телЕфон»), неверно строить фразы, предложения, употреблять падежные окончания («собака пошел», «лошадка побежал»).
Грубый тип
Считается одним из наиболее сложных типов данного нарушения. Малыши, страдающие от такой речевой патологии, очень часто замкнуты в себе, мало говорят, не идут на контакт со сверстниками, плохо выговаривают звуки, слова.
ОНР развивается у детей на почве осложнений при родах, генетической предрасположенности и расстройств ЦНС
Причины возникновения заболевания
Общее недоразвитие речи может возникнуть по нескольким причинам:
-
различные инфекционные заболевания, в том числе и внутриутробные;
сильнейший токсикоз будущей мамы во время беременности;
патологические состояния центральной нервной системы;
резус-конфликт (когда у мамы положительный резус, а у ребенка, например, отрицательный);
возможные травмы, полученные во время родового процесса;
ушибы головного мозга ребенка во время первого годика жизни;
асфиксия, возникшая сразу после рождения;
психические расстройства;
неблагоприятная обстановка в семье;
хронические болезни, находящиеся в острой форме;
генетическая предрасположенность;
неправильное и несвоевременное развитие речи (недостаточное общения с родителями, родственниками, отсутствие занятий по развитию мелкой моторики);
билингвистическая семья (в которой родители разговаривают на нескольких языках).
Особенности ребенка с речевыми отклонениями
Такие детки, как правило, очень замкнуты в себе. Первые слова или предложения обычно появляются в 3-4 года, что, разумеется, очень поздно. В некоторых более тяжелых случаях ребенок начинает говорить около 5 лет, причем достаточно непонятно и нечетко. Ребенок с ОНР плохо справляется с программой обучения, рассчитанной для его сверстников, ему трудно запоминать новый материал, находить общий язык с другими детьми. Далее мы рассмотрим основные симптомы проявления данного заболевания.
Симптомы заболевания
Поставить диагноз «общее речевого недоразвитие» может только опытный врач, но родители должны «забить тревогу» при обнаружении у своего ребенка следующих симптомов:
-
возможные нарушения памяти (малышу трудно вспомнить, например, какое-либо событие, произошедшее недавно, выучить стих);
снижение умственных способностей;
нежелание развиваться, познавать что-то новое;
невнимательность, рассеянность;
употребление жестов вместо слов;
скудный словарный запас;
неумение правильно построить предложение или фразу;
неправильное произношение большинства звуков;
непонимание различий между числовыми значениями;
неверное применение падежных окончаний, а также предлогов;
возникновение алалии, дизартрии моторного или сенсорного типа;
агрессия, резкая смена настроения;
плохая координация движений.
Методика обследования
Обследованием занимается врач-логопед, детский невролог, психотерапевт, дефектолог. Посещение всех этих специалистов крайне обязательно для правильной постановки диагноза. Определение типа и степени тяжести данной патологии проводится при помощи следующих исследований:
-
тональной и игровой аудиометрии (измерения остроты и чувствительности слуха к звуковым волнам разнообразной частоты);
речевой аудиометрии;
отоакустической эмиссии (исследования слуха и речевого аппарата);
осмотр вышеперечисленных специалистов, а в некоторых особо тяжелых случаях необходима консультация отоларинголога.
заболевание поддается коррекции, для этого нужно много заниматься с логопедом и комплексно проходить рекомендованное специалистами лечение
Коррекция
Лечение заболевания занимает достаточно большое количество времени, множества усилий и терпения со стороны родителей. В настоящее время применяются различные методы и упражнения, помогающие ребенку справиться с этим недугом.
Популярные методы борьбы с ОНР
Развивающие занятия с логопедом
Развивающие занятия с логопедом подразумевают постановку различных звуков в игровой форме. В зависимости от возраста и артикуляционных нарушений, присутствующих у вашего ребенка, врач подберет индивидуальную программу, по которой будет заниматься с малышом.
Логопедический массаж
Логопедический массаж проводится дефектологом или логопедом. Длительность одного сеанса будет зависеть от возраста вашего ребенка, к примеру:
-
2-5 лет — 10 минут;
5-8 лет — 15 минут;
8-10 лет — 20 минут.
Полный курс состоит приблизительно из 30 сеансов, то есть по 1 сеансу каждый день. Существует несколько разновидностей массажа (все будет зависеть от диагноза, поставленного врачом):
-
Ручной. Для выполнения данной процедуры специалист применяет различные шпатели, щеточки, разминая, поглаживая, растирая проблемную зону.
Точечный. Врач воздействует на определенные точки, которые связаны с речевыми проблемами.
Аппаратный. Этот массаж проводится с применением различных вибрационных приборов.
Зондовый. Такая процедура проводится при помощи специального зонда.
Постоянные сеансы помогут улучшить состояние центральной нервной системы, увеличить силу голоса, исправить произношение звуков, нормализовать речевое дыхание.
Микротоковая рефлексотерапия
Микротоковая рефлексотерапия — это реабилитационный метод, который применяется при работе с детьми, имеющими проблемы с нервно-психическим развитием, в том числе и ОНР. Данная процедура проводится при помощи специального прибора, работающего от импульсов, воздействующих на кору головного мозга и улучшающих умственную деятельность, а также кровообращение.
Ноотропная терапия
Ноотропная терапия — это медикаментозный метод лечения, влияющий на улучшение психического состояния ребенка: уменьшает агрессию, восстанавливает память, умственные способности. Данная терапия допускается исключительно с назначения детского невролога или психотерапевта. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.
Метод Томатиса
Метод Томатиса — это комплекс слуховых тренировок, оказывающих воздействие на кору головного мозга при помощи высокочастотных импульсов. Основной целью данного метода является улучшение способности к восприятию услышанной информации.
Арт-терапия
Арт-терапия — лечение при помощи творчества: рисования, лепки из пластилина, глины, вышивания бисером.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция — игровой лечебный метод, подразумевающий контакт ребенка с различными мягкими и сыпучими материалами (к примеру, кинетический песок, пластилин, крупы). Данная процедура помогает в развитии мелкой моторики, речевого аппарата и артикуляции.
ЛФК
ЛФК — лечебная физическая культура, используемая при коррекции многих видов заболеваний. Занятия проводит врач-физиотерапевт. Назначить лечебную физкультуру может только ваш лечащий врач.
Упражнения
«Улыбка»
Для выполнения упражнения «Улыбка» ребенку необходимо удержать губы в широкой улыбке, причем зубы не должны быть видны. Продолжительность занятия 1 минута, по 10-20 раз.
«Кролик»
Педагог просит малыша сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и показать резцы, расположенные сверху. Длительность выполнения около 40 сек около 15 раз.
«Уточка»
Взрослый говорит ребенку сделать так, чтобы большой палец оказался под нижней губой, а остальные на верхней. Затем малыш должен вытянуть их вперед как можно больше, изображая клюв уточки. Длительность упражнения около 20 сек по 5-6 повторов.
«Мимическое соответствие»
Преподаватель выбирает детскую книгу со стихотворениями и начинает читать какое-либо из них. После каждого стишка ребенок должен изобразить мимику, соответствующую той или иной строчке или четверостишью (к примеру, «он улыбнулся» — малыш улыбается, «заплакал» — начинает притворно плакать). Выполнять упражнение следует около 5-10 минут.
«Опиши картинку»
Суть упражнения «Опиши картинку» заключается в том, что взрослый дает ребенку какое-то изображение, на котором нарисованы действия (например, бег, прыжок, летящий самолет) и малыш должен подробно своими словами описать картинку. Длительность выполнения составляет 5-10 минут.
Обучение детей с ОНР
Обучение ребенка, имеющего диагноз «общее недоразвитие речевого аппарата», проводится по специальной программе, разработанной педагогами или врачом-логопедом. Если речь идет о школе или детском саде, то такие малыши направляются в специализированное учреждение, в котором ему окажут помощь и постараются справится с данным заболеванием. В таких заведениях с детьми ведут работу опытные врачи-логопеды и дефектологи, психологи и педагоги по развитию. После полного выздоровления допускается обучения в общеобразовательной школе или обычном дошкольном учреждении.
В нашей статье вы познакомились с основными методами и упражнениями, помогающими при борьбе с общим недоразвитием речи у детей. При проявлении первых симптомов рекомендуется незамедлительно обратиться к грамотному специалисту, который сможет поставить точный диагноз и разработать план лечения. Ни в коем случае не пытайтесь справиться с данной проблемой самостоятельно, ведь это может навредить здоровью ребенка.
Источник: